Панель управления
Панель управления
Панель управления
Размер шрифта:
 
 
 
Панель управления
Цвет сайта:
 
 
Панель управления
Изображения:
Вкл.

Официальный сайт

Городского округа Верх-Нейвинский

Жаворонков Николай Андреевич

Жаворонков Николай Андреевич

 

Необычная и трагичная фронтовая судьба досталась среднему брату моей мамы -Жаворонкову Николаю Андреевичу.

Родился Николай в 1926 году в деревне Красные Жаворонки Арбажского района Кировской области. В 1935 году в возрасте 9 лет вместе с родителями переехал на Урал в Свердловскую область, Петрокаменский район, Краснопольский сельсовет, деревня Журавли. Окончил четыре класса и пошел работать в колхоз.

Летом 1943 года, прибавив к своему возрасту 1 год, ушел на фронт добровольцем, ему не было в ту пору и восемнадцати лет. Свое совершеннолетие он встретил на фронте в октябре 1943 года.

При освобождении Киева и форсировании реки Днепр, Николай встретил на фронте своего брата Алексея. Затем пути их разошлись: Алексей погиб, а Николай продолжил воевать.

Николай дошел до Венгрии. В декабре 1944 года во время продвижения наших войск на запад его засыпало землей в воронке от взорвавшейся бомбы. В семью пришла скорбная весть (похоронка).

Но дяде Коле повезло: он пошевелился, когда мимо проходили санитары, подбиравшие раненых после боя. Николая отправили в госпиталь, он долго не приходил в себя, а когда очнулся, то оказалось, что он ничего не слышит и ничего не помнит. Постепенно к нему вернулся слух. Долго не мог вспомнить свою фамилию и где жил, только через год после окончания войны начала возвращаться память. Николай вспомнил, что у него птичья фамилия и он с Урала. Врачи стали перебирать названия птиц и дошли до названия птички жаворонка, и Николай вспомнил свою фамилию: Жаворонков. Он вспомнил свое имя, имена своих родителей, старшего брата Алексея, имя младшей сестры Валентины, а младшего брата Ивана так и не вспомнил.

Так как Николай не знал куда возвращаться к родным, после госпиталя, его направили служить на Дальний Восток на остров Русский, там он копал шахты.                                                                

Жаворонков Н.А.,1950 г.

Демобилизовали его в 1950 году по состоянию здоровья.

Николай несколько раз делал запросы о своей семье, но ответа не было. Ехать было не куда: ни дома, ни семьи. И когда друг позвал его с собой в Киев, то Николай согласился.

 После службы на Дальнем Востоке дядя Коля сильно болел, сказалось фронтовое ранение и работа в шахтах. Его положили в военный госпиталь на станции Боярка под Киевом. В госпитале он познакомился с санитаркой Галей. Вскоре они поженились, в 1951 году у них родилась дочь Люба, а в 1954 году - сын Владимир.

 

Жаворонков Николай Андреевич с женой Галиной,

дочерью Любовью и сыном Владимиром, 1967 г.

 

Дядя Коля устроился работать на стройку, проработал там всю жизнь до пенсии. Вместе со своей бригадой в 1981 году он участвовал в строительстве памятника – музейного комплекса «Родина – Мать зовет» в Киеве (архитектор Е.В.Вучетич, автор проекта В.Бородай)..

музейный комплекс «Родина – Мать зовет», г. Киев

 

Все годы Николай искал свою семью и нашел ее через тринадцать лет после войны в 1958 году.

Однажды мою бабушку Жаворонкову Варвару Поликарповну (1895 – 1974гг.) вызвали в военкомат города Нижнего Тагила и стали расспрашивать о сыне Николае. Бабушка сказала, что он погиб и показала похоронку. В военкомате сказали, что они получили запрос на ее имя из Киева от какого-то человека, и предположили, что этот человек может быть её сыном, бабушке дали его адрес.

Бабушка была не грамотная и всю переписку вела моя мама Валентина. Они не могли поверить, что их сын и брат жив.

 Переписывались почти год. В 1959 году дядя Коля один без семьи приехал в Нижний Тагил. Моя мама и баба Варя в это время жили на ТЭЦе в бараке.

Жаворонкова Варвара

Поликарповна,1965г.                                                               Лобастова (Жаворонкова)

Валентина Андреевна,1959 г.

 

Вот так через четырнадцать лет после войны воссоединилась наша семья. После встречи на Урале дядя Коля забрал с собой в Киев бабушку, она жила там несколько лет.

Когда бабушка Варя первый раз приехала к дяде Коле в Киев, то он отвез и показал ей место, где во время войны они встретились с братом Алексеем в последний раз.

В 1961 году моя мама вышла замуж и из барака переехала в дом к мужу, моему отцу.

В 1962 году родилась я, потом в 1963году - брат, и бабушка вернулась в Нижний Тагил, что бы водится со мной и моим братом.

Выяснилось, почему Николай так долго не мог найти родню. Бабушка с оставшимися двумя детьми, сыном Иваном и дочерью Валентиной, несколько раз меняла место жительства. Из деревни Журавли они переехали в село Краснополье, затем в барак на ТЭЦ в Нижнем Тагиле.

В 1965 году мы всей семьей впервые поехали в гости к дяде Коле на станцию Боярка под Киевом.

 

1965 г., первая встреча с Жаворонковым Н.А. на перроне Киевского вокзала.

 

А это первая общая семейная фотография, которую мы послали дяде Коле в г. Киев.

 

Верхний ряд: Жаворонкова Наталья Акимовна, Жаворонков Вячеслав, Лобастова (Жаворонкова) Валентина Андреевна, Жаворонкова Любовь, Лобастов Дмитрий Матвеевич

Нижний ряд: Жаворонков Иван Андреевич, Лобастова Ольга, Лобастов Алексей, Жаворонкова Варвара Поликарповна, 1966 год

 

Когда мы с родителями вернулись домой, то в гости к сыну поехала бабушка Варя. Она жила у сына по полгода, умерла бабушка в 1974 году.  Каждые два года мы ездили в гости к дяде Коле всей семьей или он к нам в гости на Урал. Так было до 1993 года, пока окончательно не развалился Советский Союз.

Одно из последних писем от дяди Коли:

 

 

Последнее письмо было в 2001 году, тетя Галя сообщила о смерти дяди Коли на 75 году жизни.

 Жаворонков Николай Андреевич был награжден орденом «Великой Отечественной войны» II степени, медалью «За освобождение Киева», еще были награды, но я уже не помню какие.

 

Имя моего дяди Жаворонкова Николая Андреевича было внесено в Книгу Памяти Свердловской области по Нижнему Тагилу, но бабушка Варвара Поликарповна сходила в военкомат и сказала, что он жив, тогда его имя убрали из Книги Памяти, о чем бабушка потом сильно жалела, говорила: «Хоть бы память осталась».

 

Мурзина (Лобастова) Ольга Дмитриевна, племянница Жаворонкова Николая Андреевича, 1979 г.