Тема: "Ловушка для потребителей".
В Консультационный пункт Роспотребнадзора г. Нижнего Тагила обращаются потребители для разъяснения их прав в следующей ситуации.
В магазине был приобретен товар. При его эксплуатации в нем были выявлены недостатки. С некачественным товаром гражданин обратился в магазин, желая его обменять или вернуть уплаченные денежные средства. Однако, Продавец отказался принять товар и рекомендовал передать его в Сервисный центр для проведения ремонта.
В конечном итоге потребитель не знает, как себя вести в такой ситуации, т.е. фактически он оказался в "ловушке" между различными организациями "перетягивающими на себя одеяло".
По указанному вопросу специалист консультационного пункта Роспотребнадзора разъясняет следующее.
Потребитель, в случае обнаружения в товаре недостатков, по своему выбору вправе предъявить требования, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".
К таким требованиям относятся: — замена на товар этой же марки (модели, артикула); - замена на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; — безвозмездное устранение недостатков товара; — соразмерное уменьшение покупной цены; — отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.
По требованию Продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Указанные требования потребитель вправе предъявить продавцу или уполномоченной организации (п. 2 ст. 18 Закона).
В соответствии с преамбулой Закона "О Защите прав потребителей" уполномоченной продавцом (изготовителем) организацией является организация, выполняющая определенные функции на основании договора с продавцом (изготовителем) и уполномоченная им на принятие претензий и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Условно такую организацию можно назвать сервисным центром.
Таким образом, основополагающим документом для сервисного центра является договор, в котором продавец (изготовитель) наделил сервисный центр определенными полномочиями.
Как правило, Продавец (изготовитель), наделяет сервисный центр только правом осуществления гарантийного ремонта товаров, оставляя за собой право удовлетворения иных требований потребителя.
В этой связи, возникает ситуация, когда потребитель, обращаясь в сервисный центр, например, с требованиями о замене товара ненадлежащего качества или о возврате за такой товар денежных средств, получает отказ. Формально такой отказ будет правомерным, поскольку, допустим, сервисный центр не имеет на это правовых оснований. Далее потребитель сам решает принять ему такой отказ или пытаться отстоять свои права в суде.
Следует отметить, что организация — продавец, направляя потребителя в сервисный центр, фактически навязывает ему осуществление ремонта товара и лишает его возможности заявить иные требования, предусмотренные законодательством.
В любом случае, Потребитель сам решает к кому непосредственно предъявить требования, в случае обнаружения в товаре недостатков. Однако, если потребитель заявляет требование о проведении ремонта товара, то логичным будет обращение с данным требованием непосредственно в сервисный центр. Однако, если потребитель желает заявить иные требования (возврат денежных средств, замена товара и т.д.) целесообразнее будет предъявить данные требования непосредственно организации – продавцу, поскольку именно данный хозяйствующий субъект несет ответственность за некачественный товар, а требования, которые к нему может заявить потребитель, четко изложены в ст. 18 указанного Закона.
Отказ в принятии заявленных потребителем требований будет являться незаконным.
Претензия в отношении некачественного товара предъявляется Продавцу в письменной форме. Претензия составляется в двух экземплярах, с четко сформулированным требованием и вручается под роспись Продавцу, либо направляется заказным письмом с уведомлением.
При не удовлетворении претензии в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд.
При возникновении вопросов потребитель может обратиться в Консультационный пункт Роспотребнадзора г. Нижний Тагил.
Адрес места нахождения: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62